Некоторые медиа-файлы, с которыми вы работали в проекте, могут отсутствовать на диске. Это может произойти по нескольким причинам, например:
файл был случайно или намеренно удален с диска; проект был перенесен из одного места в другое; файл пока не оцифрован.Для создания клипа с черным фоном нажмите кнопку New Item (Создать элемент) на панели инструментов окна Project (Проект) и выберите в подменю пункт Black Video (Черное видео), а для создания цветного фона — пункт Color Matte (Цветовой фон). Черное видео сразу создается в виде соответствующего клипа в окне Project (Проект) (рис. 7.8).
Для формирования цветного фона необходимо предварительно определить его цвет в диалоговом окне с палитрой цветов Color Picker (Цветовая палитра) (рис. 7.9), а затем определить имя клипа в диалоговом окне Choose Name (Выбрать название).
Настроечная таблица создается командой Bars and Tone (Настроечная таблица) подменю New Item (Создать элемент). Этот клип (рис. 7.10) обычно располагается в начале фильма и служит для настройки аппаратуры. Помимо таблицы в виде разноцветных полос клип содержит килогерцовый звуковой сигнал, являющийся связанным клипом.
Иногда перед началом фильма требуется вставить клип с отсчетом времени (от какой-либо секунды до нуля).
Начнем этот урок с разговора о специальных клипах, которые не требуют импорта из файлов, а могут быть созданы автоматически средствами Premiere. Такие клипы бывают полезны для служебных целей, таких как повышение удобства монтажа или воплощение художественных замыслов пользователя. Разберем основные типы специальных клипов, напомнив (см. разд. 5.3.7), что такие клипы создаются нажатием кнопки New Item (Создать элемент) на панели инструментов окна Project (Проект) и последующим выбором типа клипа из подменю (рис. 7.1).
Из окна Project (Проект) или Timeline (Монтаж) можно открыть клип для просмотра его в левой части окна Monitor (Монитор), называемой Source (Источник), т. е. в той части, где просматриваются исходные клипы (рис. 7.13).
Для открытия клипа достаточно дважды щелкнуть на нем в окне Project (Проект) или (если он уже был вставлен в фильм) в окне Timeline (Монтаж) (рис. 7.14). Видеоклип в окне Monitor (Монитор) можно просматривать с помощью элементов управления воспроизведением, в частности, кнопками Play (Проиграть) (рис. 7.13) и Stop (Остановить).
Примечание 1: Более подробно элементы управления воспроизведением клипов в окне Monitor (Монитор) описаны далее (см. разд. 9.1.4).
Чтобы посмотреть основные свойства клипа, вызовите контекстное меню щелчком правой кнопки мыши на этом клипе в любом из окон Project (Проект), Timeline (Монтаж) или левой области окна Monitor (Монитор) и выберите в нем команду Properties (Свойства). После этого появится одноименное диалоговое окно, в котором приведены все основные установки данного клипа (рис. 7.17, 7.18).
Самое важное преимущество обработки клипов до монтажа — выделение рабочего фрагмента клипа. Как правило, клипы оцифровываются с несколькими лишними — первыми и последними — секундами, чтобы затем вырезать из них возможный брак, характерный для краев клипов. Поэтому перед тем как вставить клип в фильм, рекомендуется выделить его рабочий фрагмент, чтобы избавиться от крайних кадров. Эту операцию также называют подгонкой клипа (trimming), подчеркивая тем самым, что выделение фрагмента сводится к вырезанию из клипа некоторых — начального и конечного — участков.
Внимание: Помните, что именно рабочий фрагмент клипа вставляется в фильм при перетаскивании клипа в окно Timeline (Монтаж) из окна Project (Проект) или окна Monitor (Монитор).
Примечание: Подогнать края клипа можно и в процессе редактирования в окне Timeline (Монтаж) (см. урок 10).
Подгонка краев клипов производится входным (In-marker) и выходным (Out-marker) маркерами. Входной маркер отмечает первый кадр клипа, который появится в фильме, а выходной маркер, соответственно, последний кадр клипа в фильме. Чтобы выделить рабочий фрагмент клипа, действовать можно по-разному, например:
Откройте клип, например — двойным щелчком мыши в левой области окна Monitor (Монитор). Просмотрите кадры клипа с помощью ползункового регулятора, полосы протяжки или кнопок управления воспроизведением и отыщите кадр, который вы хотите сделать начальным кадром фрагмента. Сделайте этот кадр текущим, т. е. добейтесь, чтобы именно он отображался в окне Monitor (Монитор). Нажмите кнопку Set In Point (Установить входной маркер) на панели инструментов окна Clip (Клип) (или области Source (Источник) окна Monitor (Монитор)) (рис. 7.19). Таким же образом отыщите конечный кадр фрагмента и пометьте его выходным маркером, нажав кнопку Set Out Point (Установить выходной маркер) (рис. 7.20).На рис. 7.21 показан видеоклип с выделенным рабочим фрагментом. Выделение рабочего фрагмента показано более насыщенным цветом на шкале времени, а также входным и выходным маркерами, которые имеют вид, соответственно, открывающей и закрывающей фигурных скобок. О том, как снять выделение со всего рабочего фрагмента или только с его начала или конца, читайте в разд. 9.2.
Обратите внимание (см. рис. 7.19, 7.21), что по мере установки входного и выходного маркеров длительность фрагмента клипа, отображаемая на правом табло, изменяется. На рис. 7.19 его длительность совпадает с общей длительностью клипа и составляет 1:18:20, а на рис. 7.21 рабочий фрагмент составляет немногим более полуминуты, точнее, 0:31:14.
Чтобы вставить клип в фильм, необходимо поместить его в окно Timeline (Монтаж), в котором открыт нужный вам фильм, в желаемое место относительно временной шкалы. Видеоклипы и статические изображения располагаются на видеотреках, а звуковые клипы — на аудиотреках. Клип можно вставить в окно Timeline (Монтаж) несколькими способами. Более детально они будут рассмотрены далее, на уроке 8.
Самый простой способ — это перетащить клип, схватившись за его пиктограмму из окна Project (Проект) или за изображение кадра из окна Monitor (Монитор), в нужное место окна Timeline (Монтаж).
Для переименования мастер-клипа в окне Project (Проект) достаточно просто выделить его и затем повторно щелкнуть на имени выделенного клипа.
В результате, подобно тому, как вы переименовываете файлы в ОС Windows, в пределах имени клипа появится курсор ввода текста (рис. 7.22), с помощью которого можно отредактировать имя клипа, вводя соответствующие символы с клавиатуры.
Внимание: Переименование мастер-клипа никак не сказывается на именах экземпляров этого клипа в фильмах в окне Timeline (Монтаж). И наоборот, переименование экземпляра не влияет на название мастер-клипа.
В окне Project (Проект) доступна операция создания дубликата клипа. Дубликат будет связан с тем же самым файлом, что и исходный клип.
Для дублирования клипа:
Выделите клип в окне Project (Проект). Выберите в верхнем меню Edit>Duplicate (Правка>Дублировать). После того как дубликат клипа появится в окне Project (Проект) (рис. 7.23), вы можете отредактировать его название.Скорость воспроизведения клипа можно поменять как для мастер-клипа в окне Project (Проект), так и для отдельного экземпляра клипа в окне Timeline (Монтаж), двумя способами:
заданием значения изменения скорости в процентах относительно скорости воспроизведения исходного медиа-файла; заданием новой длительности рабочего фрагмента клипа; при этом относительное изменение скорости будет автоматически пересчитано в соответствии с новой длительностью.Таким образом, единицей измерения скорости клипа является процентное отношение к исходному файлу, т. е. скорости клипа, существовавшей при его импорте.
Для изменения оригинальной скорости клипа:
Выделите клип. Выберите, в верхнем меню Clip (Клип) или контекстном меню команду Speed / Duration (Скорость / Длительность). В открывшемся диалоговом окне Clip Speed / Duration (Скорость / Длительность) (рис. 7.24) убедитесь в том, что признак связанного изменения скорости и длительности (пиктограмма справа) установлен в желаемую позицию. Определите поле Duration (Длительность) либо новое относительное значение скорости (в процентах, %), либо новую абсолютную длительность клипа в единицах тайм-кода. Нажмите кнопку ОК. Скорость клипа будет изменена.Некоторые параметры клипа можно изменить еще при импорте, задав на этой стадии соответствующие параметры первичной обработки видео. Для вызова предназначенного для этого диалогового окна выберите команду File>Interpret Footage (Файл>Интерпретация исходного материала). В результате загрузится окно Interpret Footage (Интерпретация исходного материала), в котором можно задать следующие опции импорта видео (рис. 7.25):
Frame Rate (Частота кадров) — пара переключателей, позволяющая либо выбрать оригинальную частоту кадров видеофайла, либо задать ее новое значение; Pixel Aspect Ratio (Пропорции пиксела) — пара переключателей, дающая пользователю возможность выбрать желаемое отношение размеров пиксела изображения клипа; Alpha Channel (Альфа-канал) — два флажка, управляющие интерпретацией альфа-канала (канала прозрачности) рисунков (помимо обычного импорта, можно либо отключить импорт альфа-канала , либо импортировать его в инверсном варианте).Над клипами в окнах Project (Проект) (т. е. мастер-клипами) и в Timeline (Монтаж) (т. е. экземплярами клипов) можно совершать сходные действия. При этом свободы действия для редактирования клипов в окне Timeline (Монтаж) намного больше, поскольку для них предусмотрено все разнообразие монтажных возможностей Premiere. В частности, клипам в окне Timeline (Монтаж) можно назначать самые различные спецэффекты, разрезать их, накладывать друг на друга с тем или иным режимом прозрачности и т. п. Собственно этим задачам будут посвящены следующие уроки книги.
Между тем некоторые действия над клипами возможны и в окне Project (Проект). Как правило, те же манипуляции можно совершать и с экземплярами клипов в окне Timeline (Монтаж), поэтому имейте в виду, что почти все, написанное в этом разделе, относится к действиям над клипами и в окне Project (Проект), и в окне Timeline (Монтаж). Когда же на начальной стадии, еще до вставки клипов в окно Timeline (Монтаж), удобнее всего редактировать их в окне Project (Проект)?
Во-первых, вы можете не вполне ясно представлять, каким конкретно образом клип будет вставлен в фильм, однако можете заранее знать, что, например, использован будет его определенный фрагмент. В этом случае еще на стадии предшествующей переносу клипов в окно Timeline (Монтаж), будет удобно выделить рабочие фрагменты клипов, чтобы облегчить себе работу в дальнейшем.
Во-вторых, один и тот же мастер-клип может вставляться несколько раз в разные части фильма. Разумно, еще до вставки клипа в фильм, совершить над ним определенные действия, чтобы затем не повторять их для каждого экземпляра клипа в окне Timeline (Монтаж).
Когда вы хотите сделать что-либо с клипом, удобнее всего пользоваться контекстным меню, будучи практически уверенным в том, что оно будет содержать нужную вам команду. При этом неважно, из какой области вы его вызываете — из мастер-клипа в окне Project (Проект), из экземпляра в окне Timeline (Монтаж) или из кадра клипа в левой части окна Monitor (Монитор).
Далее рассмотрим, какие общие возможности для управления клипами предусмотрены в Premiere.
Если Premiere при открытии проекта не может найти файл по указанному пути, то вы можете либо указать новый путь к файлу, либо сделать этот файл отключенным. Вопрос об отключении файлов при открытии проекта был подробно нами рассмотрен в разд. 5.4.5.
Если вы все же желаете использовать такой клип в проекте, то вы можете сделать его отключенным (offline). Тогда с ним можно будет работать при монтаже как с обычным клипом, но его содержимое будет недоступно, и вам придется монтировать такой клип "с завязанными глазами".
После этого появляется диалоговое окно Offline File (Отключенный файл), в котором следует определить основные параметры отключенного файла (рис. 7.2). В группе General (Общие) задаются основные свойства, идентифицирующие отключенный файл:
Contains (Содержит) — раскрывающийся список, устанавливающий наличие видео- и/или аудиосоставляющих у клипа; Таре Name (Имя кассеты) — название видеокассеты, на которой, возможно, находится еще неоцифрованный клип; File Name (Имя файла) — имя создаваемого клипа; Description (Описание) — текст описания, добавленный клипу при оцифровке: Scene (Сцена) — текст идентификации сцены, добавленный при оцифровке; Shot/Take (Съемка) — текст, добавленный при оцифровке.В группе Timecode (Тайм-код) несколько активных надписей определяют длительность отключенного клипа и номер его стартового кадра:
Media Start (Начало медиа) — тайм-код первого кадра клипа (в принципе, он может отличаться от нуля); Media End (Конец медиа) — тайм-код последнего кадра клипа; Media Duration (Длительность медиа) — длительность клипа.После подтверждения создания отключенного файла нажатием кнопки ОК он появится в окне Project (Проект) (рис. 7.3), и его можно будет использовать для вставки в фильмы. Видеоряд отключенного файла символически представляется картинкой с титрами "отключенный файл" на разных языках.
После замены отключенного файла мастер-клип в окне Project (Проект) и все экземпляры клипа в окне Timeline (Монтаж) станут отражать содержимое указанного файла. Кроме того, разумеется, будет сохранено и редактирование, относящееся к каждому экземпляру клипа в фильме (рис. 7.5). Обратите внимание, что клип сохраняет свое название Offline File 01, хотя уже не является отключенным.
Внимание: Желательно, чтобы атрибуты медиа-файла были бы такими же, как и те, что были назначены отключенному файлу. По крайней мере, типы медиа (аудио и/или видео) должны совпадать. Это необходимо, чтобы смонтированный отключенный файл в окне Timeline (Монтаж) мог быть корректно заменен новым клипом. Если типы отключенного и реального файла не совпадают, то замена невозможна, и вместо нее будет выдано соответствующее информационное окно — предупреждение (рис. 7.6).
Обычный клип (в том числе тот, который никогда до этого не был отключенным) можно превратить в отключенный файл. Для этого выделите его и введите команду Unlink Media (Отсоединить медиа) контекстного меню или верхнего меню Project (Проект). После этого клип в проекте станет отключенным, и, кроме того, будет выведено диалоговое окно с вопросом, стоит ли удалить соответствующий файл с диска компьютера. По умолчанию предлагается просто отсоединить клип от файла, не удаляя сам файл (рис. 7.7).
Разработчики Premiere предусмотрели такую возможность и встроили для этого в программу специальный клип с отсчетом времени. Он создается командой File>New>Universal Counting Leader (Файл>Создать>Универсальный отсчет), а его дизайн вы можете оценить на рис. 7.11.
Примечание: После выбора в подменю New Item (Создать элемент) пункта Universal Counting Leader (Универсальный отсчет) появляется диалоговое окно (рис. 7.12), в котором можно переопределить основные цвета данного клипа и некоторые опции, например — подачу звукового сигнала на каждой секунде и т. п.
Рис. 7.14. Просмотр в окне Monitor экземпляра клипа, вставленного в фильм
Примечание 2: Открыть клип для просмотра можно, просто перетаскивая его на левую половину окна Monitor (Монитор), а также при помощи контекстного меню, выбирая в нем команду Open in Source Monitor (Открыть в Мониторе). Это замечание важно для специальных клипов (типа универсального отсчета времени или цветового фона), поскольку двойной щелчок на их имени приводит к появлению окна с их параметрами, а не к открытию в окне Monitor (Монитор).
Примечание 3: Видео- и статические клипы открываются в окне Monitor (Монитор), как показано на рис. 7.13 и рис. 7.14, а аудиоклипы— как показано на рис. 7.15, в виде амплитудного графика интенсивности звука. Если в окне Monitor (Монитор) открыто несколько клипов, переключаться между ними можно при помощи раскрывающегося списка, расположенного на закладке окна (рис. 7.16).
Помимо основных установок, для видеоклипов приводится график скорости передачи данных, т. е. график числа килобайт информации в секунду, кодирующих видеоизображение (см. рис. 7.17). На графике скорость передачи данных отображается в виде вертикальных столбцов потока данных в килобайтах в секунду, в зависимости от текущего времени клипа. Горизонтальная ось графика является осью времени. Кроме того, красной горизонтальной линией показана средняя за весь клип скорость передачи данных. Если клип был оцифрован программой-кодеком с применением ключевых кадров рендеринга, то поток данных этих ключевых кадров прорисовывается красными столбцами, в отличие от синих столбцов потока промежуточных кадров.
Совет: Если вы создаете фильм, кадры которого не сильно изменяются с течением времени, попробуйте поэкспериментировать с установками ключевого кадра и рендеринга, обращаясь после экспорта фильма к окну графика скорости передачи данных. Тем самым вы сможете существенно сэкономить место на диске, получая после экспорта файл меньшего размера.
Примечание: Изменять местоположение входного и выходного маркеров можно не только с помощью кнопок на панели инструментов внизу окна, но и перетаскиванием этих маркеров по шкале времени вправо или влево.
Чтобы переименовать клип в окне Timeline (Монтаж), можно воспользоваться либо верхним меню Clip (Клип), либо контекстным меню:
Выделите клип в окне Timeline (Монтаж). Выберите в верхнем меню команду Clip>Rename (Клип>Переименовать). В появившемся диалоговом окне Rename Clip (Переименовать клип) введите новое имя клипа. Нажмите кнопку ОК.Переименование клипов может приводить к несовпадению имен мастер-клипов и экземпляров клипа, что затрудняет восприятие программы монтажа. Если вам требуется определить, какому мастер-клипу соответствует экземпляр клипа в окне Timeline (Монтаж), то это можно узнать следующим образом:
Вызовите для экземпляра клипа из окна Timeline (Монтаж) контекстное меню, щелкая на нем правой кнопкой мыши. Выберите в контекстном меню команду Reveal in Project (Найти в проекте).В окне Project (Проект) автоматически выделится нужный мастер-клип, причем при необходимости будет открыта папка, в которой он находится.
Совет: Создание дубликатов полезно при разбиении одного длинного клипа (например, полученного при оцифровке продолжительного видеоматериала) на серию более мелких, представляющих его фрагменты. Вам просто придется выделять входным и выходным маркерами рабочие фрагменты в исходном клипе и создавать для них дубликаты.
Примечание 1: Если установить флажок Reverse Speed (Обратная скорость), то клип станет проигрываться в обратном направлении (с определенной вами скоростью). Второй флажок — Maintain Audio Pitch (Выдерживать высоту звука) — позволяет выбрать дополнительную опцию пересчета звукового клипа, связанную с сохранением высоты тона, в соответствии с выбранным замедлением (или ускорением).
Примечание 2: Возможно, при некоторых значениях скорости клип не сможет в реальном времени проигрываться в окне Monitor (Монитор) ввиду сложности необходимых компьютерных расчетов. Поэтому перед воспроизведением будет затрачено некоторое время на рендеринг клипа, а уже потом начнется его воспроизведение.
Создать отключенный файл можно вручную, с помощью команды верхнего меню File>New>Offline File (Файл>Создать>Отключенный файл).
Примечание: То же самое действие можно выполнить командой New Item>Offline File (Создать элемент>Отключенный файл) контекстного меню либо подменю кнопки New Item (Создать элемент) на панели инструментов окна Project (Проект).
Этот урок посвящен основным операциям с клипами в окне Project (Проект), т. е. предварительной подготовке клипов, которая может проводиться перед их вставкой в фильм.
Чего мы хотим: научиться осуществлять предварительные (большей частью, вспомогательные) операции над клипами; создать несколько клипов специального типа. Нам потребуется: несколько клипов различного типа. Что полезно вспомнить: как создаются новые фильмы и откуда берутся в проектах клипы (см. урок 6).В любой момент отключенный файл можно заменить реальным файлом с диска, воспользовавшись командой Link Media (Присоединить медиа) верхнего меню Project (Проект) или контекстного меню. В результате появится диалоговое окно Attach Which Media? (Какой файл присоединить к клипу?), в котором следует выбрать файл, который будет ассоциирован с отключенным клипом (рис. 7.4).